Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров | версия для печати | ||||||||||||
Необходимость развития культуры разрешения споров и снижения конфликтности в обществе привела к введению института медиации, применение которого в настоящее время регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)», вступившим в силу с 1 января 2011 года. Медиация – это один из способов альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора, который помогает сторонам выбирать определенное соглашение по спору. Медиатор — независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Задача медиатора — выявить все имеющиеся проблемы (поскольку большинство конфликтов имеет комплексный характер), помочь участникам конфликта лучше сформулировать те предложения, которые у них уже есть, стимулировать их к поиску новых предложений, которые могли бы отвечать интересам конфликтующих сторон. Главная особенность медиации – отсутствие у третьего лица (медиатора) полномочий на вынесение директивных решений. Решение принимают сами стороны, и это дает возможность для каждого из них выйти из конфликта победителем. Кандидатура медиатора определяется по взаимному соглашению сторон. Медиаторы могут осуществлять свою деятельность как на профессиональной, так и на добровольной (непрофессиональной) основе. Обратиться за помощью к медиатору могут участники споров, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью, а также трудовых, семейных и иных, предусмотренных законом правоотношений, за исключением коллективных трудовых споров и в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы. Процедуру медиации разрешено использовать как до обращения в суд, так и после начала разбирательства спора в суде. Внесудебные процедуры не предполагают обжалования достигнутого соглашения, что обеспечивает быстроту его исполнения. Устраивающее спорящие стороны взаимовыгодное решение должно исполняться ими добровольно и в установленные сторонами сроки. Процедура медиации коренным образом отличается от процедуры урегулирования споров в суде. В отличие от судебного разбирательства, которое может начаться вопреки воле одной из сторон, медиация является добровольной процедурой, причем стороны сами выбирают медиатора, с которыми желают работать. В отличие от судьи, медиатор не имеет властных полномочий, и лишь способствует выработке решения, отвечающего интересам сторон и соответствующего законодательным нормам. Процедура медиации подразумевает полную конфиденциальность, в то время как судебный процесс является публичным, а также предполагает ускоренную процедуру разрешения спора. Разрешение споров с помощью процедуры медиации имеет ряд преимуществ по сравнению с судебным способом урегулирования конфликтов: • При проведении медиации обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально. • Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений, устраивающие обе стороны. • Вплане временных затратмедиация может бытьлегко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспектыспора, что позволяетсохранить на будущее взаимовыгодные для сторон отношения. • Сфера частныхинтересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации это конфиденциальный процесс. • Медиация, в отличиеот решения суда,не предполагает обжалования достигнутого соглашения всудебном порядке, что обеспечивает скорость его исполнения. • При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным.
Таким образом, главная задача альтернативных способов разрешения споров – научить стороны решать конфликты мирным путем, снизить психологическую напряженность при разрешении спора, сохранить дружеские и доброжелательные отношения между гражданами, партнерские и деловые – в бизнесе.
Реестр посредников (медиаторов), аккредитованных при Торгово-промышленной палате Владимирской области
|